Соезерская пустынь

Соезерская пустынь

Соезерская пустынь

01.02.24
Поделиться:
Соезерскую пустынь пока не встретишь в отчетах блогеров-автотуристов, но это не значит, что место это неинтересно. Просто оно стоит не на их набитой дороге.

Обитель, согласно церковным книгам, была основана в 1639 году и благополучно существовала до страшных 30-х годов ХХ века. Но и дальнейшее непростое время не уничтожило ее полностью, зато, видимо, прикончит уже наше, прекрасное.

Интерьер церкви.

Каким-то чудом сохранилась деревянная церковь примерно 1750 года постройки, колокольня рядом с ней и вековая кедровая роща, посаженная монахами. Обе деревянные долгожительницы скромно несут таблички «Памятник архитектуры. Охраняется государством» и, как это часто бывает, пребывают в такой жуткой ветхости, что волей-неволей начинаешь верить в некую силу, их поддерживающую. Иначе как еще объяснить тот факт, что они еще выдерживают удары северной стихии в виде ветров, снегопадов и затяжных дождей.


Стоит церковь очень живописно, на мыске, на берегу небольшого лесного озера в окружении своих диковинных в этих краях кедров, самым старым из которых лет по 250. Место тихое, умиротворяющее и располагающее к философскому времяпрепровождению, чем и занимаются жители того, что осталось от одноименной и стоящей рядом с пустынью деревеньки и находящегося в нескольких километрах от нее поселка.


Поселок носит забавное имя Поперечка и создан был в годы развитого социализма для лесорубов, которые потом, следуя указаниям партии и правительства, и вырубили весь лес в округе. Для того, чтобы этот лес вывозить, была построена однопутная ветка узкоколейной железной дороги от ближайшего по прямой большого поселка Авнюгский, стоящего на асфальтовой трассе, идущей вдоль Северной Двины.

Доехать до Соезерской пустыни на машине можно, используя связку лесовозных дорог, тянущихся на север из Устьянского района Архангельской области.

Автомобильную круглогодичную дорогу строить не стали, так как болот, ручьев и речушек между Авнюгским и Поперечкой великое множество, и для их преодоления нужны были масштабные инженерно-строительные работы. Ограничились классическим для северов зимником.

Нитка жизни.

Таким образом, дорогой жизни для поселка и деревни была узкоколейка. По ней завозили все, что было нужно не только для лесозаготовок, но и для обеспечения нескольких сотен человек, проживавших в Поперечке. Сами они, кстати говоря, выбирались на «большую землю» тоже по узкоколейке. По этой же узкоколейке райский поперечский уголок и въехал в лихие 90-е и упадочные 2000-е. Леспромхоз не сумел удержаться на плаву, и поселок оказался никому не нужен...

Здание железнодорожной станции в Поперечке.

И вот тут-то явно не обошлось без участия неких неземных сил. Поселок не умер, жители не разъехались, и узкоколейку не сдали в металлолом. В Поперечке до сих пор постоянно живет около 100 человек и еще десяток-полтора в Соезерской пустыни. Естественно, большинство – пенсионеры, но отнюдь не все поголовно. Работы, конечно же, нет, но тем не менее живут. Летом людей прибывает – приезжают дачники и дети.


Самое удивительное, что жива узкоколейка. Зимник после прекращения вывоза леса уже давно не ставят, и старенькая железка стала дорогой жизни поселкового значения. Много раз она была на грани закрытия, но местным удавалось ее отстоять. Дотируется она из районного бюджета, но живет благодаря стараниям обслуживающих ее людей.

А это гаражи для самодельных дрезин, именуемых в народе «пионерками».

И само полотно, и тепловоз изношены до предела, но опытные руки машиниста и его помощника раз за разом взбадривают уставшее железо. До сих пор тепловозик с вагончиком из Авнюгского в Поперечку ходил два раза в неделю и так же, как и всю свою жизнь, возил людей и все, что нужно им для жизни. Утром в Поперечка и вечером обратно.

Река Сойга, на берегах которой расположилась деревня Соезерская пустынь.

Я пишу «ходил», потому что не знаю, ходит ли сейчас. Под угрозой закрытия дорога находится каждый год и работает ли она в данный момент, мне не известно. Приход небольшого состава в поселок – это всегда событие, и на станции всегда многолюдно – встречают приехавших родственников и грузы (в поселке есть магазины, товары в которые едут здесь же). Толчея побольше, чем на каком-нибудь лесном полустанке магистральной железной дороги.

На противоположном от Пустыни берегу озера есть удобное для стоянки место с видом на церковь.

От Поперечки до Пустыни пара километров грунтовой дороги, которые разделяют два мира – поселковый с одинаковыми типовыми, хотя и довольно добротными еще домами, и деревенский, с вытянувшимися вдоль речки срубами с мезонинчиками и дремлющими чуть поодаль деревянными церквями, пережившими девятерых царей (церковь срубили при Елизавете Петровне, дочери Петра Великого), семерых Генсеков, Ленина, Керенского и ряд Президентов. Покой и умиротворение окружают этот дистанцировавшийся от мира райский уголок, который стоит посетить, пока он еще жив.

 


Комментарии
Ваш комментарий
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено

Другие материалы
Перевал Гумбаши – Джилы-Су
Двухдневный маршрут с посещением плато Бечасын и ночевкой у подножия Эльбруса в долине реки Кызылкол

Северное Ожерелье: Дневник экспедиции
Насыщенная программа, в которой нет времени расслабиться, пять дней были максимально полезными

В горах Кабардино-Балкарии
За каждым поворотом, за каждым перевалом открываются все новые умопомрачительные виды

Выезд в Ярославскую область
Нет, все-таки приведение к одному знаменателю проходимости нескольких машин на маршруте – это великое дело!